Книжная полка. Братья Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"

С творчеством Аркадия и Бориса Стругацких я знакома мало. Еще в школе читала роман "Пикник на обочине" и повесть "Отель "У погибшего альпиниста". Честно говоря, расширять знакомство не планировала, но недавно на глаза попалась книга с интригующим названием "Понедельник начинается в субботу", а я, как вы уже могли заметить, барышня страшно любопытная. И из тех, кто берется читать книги, избегая аннотаций.


Коротко о сюжете


Итак, "Понедельник" (1965) - это фантастическая и очень даже юмористическая повесть советских братьев-фантастов - Аркадия и Бориса Стругацких. Состоит она из трех связанных друг с другом частей: "Суета вокруг дивана", "Суета сует", "Всяческая суета".

Повествование во всех частях ведется от первого лица - программиста Александра Привалова. Во время отпуска Саша знакомится с сотрудниками института НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства). Сначала Сашу пристраивают на пару ночей в музей при институте - ИЗНАКУРНОЖ (Избушку на курьих ножках), а затем приглашают работать в сам институт.


Мое впечатление


Признаюсь честно, повесть далась мне с трудом. Читалась книга интересно, и языком она написана прекрасным, но отдельные эпизоды и особенно третья часть - "Всяческая суета" - воспринимались сложно. Спишу это на свое незнание многих советских реалий.

Легче и интереснее всего читалась первая часть, в которой действительность причудливо и с юмором переплетена с русскими народными сказками. Сказки я люблю, юмор тоже - здесь братья Стругацкие нашли во мне благодарного читателя.

Вторая часть повести очень напомнила советский фильм с Людмилой Гурченко "Карнавальная ночь". В обоих случаях события происходят в новогоднюю ночь, а сам сюжет всячески высмеивает бюрократизм и, я бы сказала, идиотизм.

Вообще, в повести довольно много физики и математики, так что неподготовленному читателю продраться сквозь некоторую научно-фантастическую (еще и приправленную околосоветской) терминологию будет непросто.

Книгу рекомендую любителям научной фантастики и все-таки больше мужчинам, чем девушкам. 

Кстати, известный советский фильм "Чародеи" позаимствовал отдельные мотивы и некоторых персонажей "Понедельника".

Цитаты


Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Понедельник начинается в субботу, это значит: нет праздника в нашей жизни, будни переходят снова в будни, серое остается серым, тусклое - тусклым...

Щука спряталась в воду, побулькала и снова высунулась. - Ну что просить-то будешь, служивый? Только попроще чего, а то просят телевизоры какие-то, транзисторы... Один совсем обалдел: "Выполни, говорит, за меня годовой план на лесопилке".

– А вы сами-то верите в привидения? – спросил лектора один из слушателей.
– Конечно, нет, – ответил лектор и медленно растаял в воздухе.



И традиционно: что читали у Стругацких? Знакомы ли с повестью "Понедельник начинается в субботу"? Как относитесь к научной фантастике?


FACEBOOK || VK || INSTAGRAM

Комментарии

  1. Они боги, от них сияние исходит.) "Чародеи" задумывались как экранизация, но с экранизациями АБС не щастило (разве что "Сталкер" крут, но там 50/50 с Тарковским, и финальный сценарий писался уже конкретно под кино), а потому и фильм получился уг, откровенно говоря. Есть на теренах СНГ хорошие фантасты, но АБС всё равно затмевают всех. Особенно такими вещами, как "Отягощённые злом" и "Град оберченный". По-моему, эти две вещи - одни из самых значимых в современной литературе. Хотя бы из-за того, что, заглядывая в бездны, АБС сохраняли человечность. Когда Аркадий умер, и Борис продолжил писать под псевдонимом, у него получилось откровенно хуже. Возможно, из-за того, что он принадлежал к другой творческой эпохе. В Московию пришли времена постсоветского постмодернизма, и остатки тепла и человечности - того лучшего, за что боролись все истинные творцы советской эпохи, выветрились. Писать об этом просто не стало возможным. Осталось только наследие, а будущее принесло Олди, море фентези, море низкопробной нф-беллетристики, а также Сорокина и Пелевина. В общем, спасение нашлось в отдельных образчиках сучукрлита.)))

    ОтветитьУдалить
  2. Пикник на обочине, Отягощенные злом, Град обреченный, Важко бути богом, 5 капель элексира, ну, и да, Понедельник.
    Я их в книгах не читала - аудио слушала, вернее радиопостановки. Пикник порвал на клапти, так же как и ОЗ и ГО. 5 капель элексира - неплохой рассказ, из серии Сказки о потерянном времени и того же Понедельника.
    Впечатление от Пикника, ОЗ, ГО усилилось тем, что я на тот момент еще параллельно заехала по Облику грядущего, Сойлент Грину и тому подобному.
    Экранизовать стругацких - нереально, по-моему. Слишком многослойно.
    Сталкера я б не стала приводить в пример, потому что там больше Тарковского, чем Стругацких, а от Пикника осталась только канва.

    И еще...когда начала читать Дозоры Лукьяненко, и всяких там Святославов Логиновых с Олди, явно почуйстсовала, как они начерпали из Стругацких. Начерпали, как могли, так сказать.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий